Выступление на РМО «Сказки-шумелки, как средство речевого коммуникативного развития ребёнка с ОВЗ»
28 февраля 2024
«Сказки-шумелки, как средство речевого коммуникативного развития ребёнка с ОВЗ»
В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь.
У детей с ограниченными возможностями здоровья речь развита недостаточно и требуются специальные условия, программы, упражнения, которые будут способствовать её развитию. Этому способствует развивающая предметно-пространственная среда. Поскольку одним из главных направлений работы педагога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является их социализация, обучение детей умению взаимодействовать в группе, общаться со сверстниками, осваивать положительный социальный опыт, соблюдать правила культуры общения. То на первое место в коррекционной – воспитательной работе выходит речевое развитие детей, формирование у них коммуникативных умений и навыков.
Речевая среда — это особым образом организованное окружение, которое эффективно влияет на развитие разных сторон речи каждого ребёнка, а игровые пособия - направлены на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и имеют своей основной целью активизацию коммуникации в детской группе. Одно из пособий - это «Коробок со сказками-шумелками». В него вложены (мнемотаблицы), шумовые и музыкальные инструменты.
Цель: Развивать у дошкольников коммуникативное общение, речь, слуховое восприятие посредством сказки-шумелки, с использованием мнемотаблиц.
Задачи:
- Учить детей пересказывать сказки, близко к тексту.
- Создать детям условия для возможности реализовать свои представления, образы в шумах, звуках, в игровом сказочном оформлении.
- Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста осуществляется через создание благоприятных условий для всестороннего развития дошкольников.
Сказка в различных проявлениях широко используется в педагогике и психологии, развивая все стороны личности ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения, не готовы к освоению учебного материала на уровне нормально развивающихся детей. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой.
В дошкольном возрасте ребёнок познаёт мир и потому сказка имеет большое значение в качестве развитии речи коммуникации в детей с ОВЗ. Сказки подбираются согласно возрасту ребенка. Подробный пересказ сказки способствует развитию активного словаря детей, формированию фразовой и связной речи. Дается на не слишком коротких текстах. Легки для первых пересказов ритмические тексты, содержащие повторы, например, такие сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».
Сказка-шумелка, одна из доступных форм для детей. Через сказку дети реализуют свои представления об озвучиваемых образах -
это способствует их творческому развитию. Стеснительные и замкнутые дети, играющие на шумовых и музыкальных инструментах, со временем раскрепощаются, раскрываются с разных сторон. Дети учатся общаться и взаимодействовать между собой, у них развивается уважительное и доброжелательное отношение друг к другу. Формируется готовность к совместной деятельности.
Сказки-шумелки – это дело весёлое и полезное: реализация ребёнком своих представлений в звуках и шумах - занятие творческое и весьма эмоциональное. Совместная игра ребёнка с взрослым или другими детьми даёт навыки взаимодействия и коллективизма.
«Сказки - шумелки» способствует развитию слуховой памяти, творческого воображения, формированию навыков связной речи, средствами музыкальных и самодельных шумовых инструментов.
У детей с ОВЗ отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность. При развитии речи детей с ОВЗ, вполне обоснованно использование творческих методик, технологий. Одной из таких методик является мнемотехника.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы - эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок сказок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Благодаря сказкам-шумелкам с использованием мнемотаблиц осуществляется комплексное развитие ребёнка:
- Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
- Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
- Совместная деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
- Развивается речь зрительная и слуховая память.
5.Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.
В процессе работы я убедилась, что использование технологии мнемотехника в сказках-шумелках дает положительные результаты, т.к. позволяет повысить уровень речевого и коммуникативного развития. Видна положительная динамика в развитии памяти, мышления, воображения воспитанников.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете.
Станет легче людям жить.